Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Система дистанционного образования в России
Статья  

Использование игровых технологий для формирования
и развития метапредметных компетенций обучающихся
на занятиях объединения ″химики-экологи″

 
                                                                                               Самохвалов Андрей Сергеевич,
 педагог дополнительного образования
объединения ″химики-экологи″
ГБОУ СОШ №353  Санкт-Петербурга
 
В условиях реализации ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением обучающихся средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки [4, с. 16]. Поэтому задача педагога – научить всех школьников творчески мыслить (умению учиться).
Педагог – это ключевая фигура реформирования образования, профессиональный стандарт которого определяет то, что он, как учитель, должен реализовать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной).
Я работаю в школе по основной работе в должности учителя химии и биологии и по совместительству – в должности педагога дополнительного образования объединения ″химики-экологи″. За последнее время государство сокращает учебную нагрузку по химии и биологии, хотя объёмы учебных материалов для изучения обучающимися данных дисциплин остаются без изменений.
Химия и биология – это предметы, при освоении которых ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий  обучающегося – это умения составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать, прогнозировать и так далее. Эти умения формируются в основном при выполнении обучающимися практических и лабораторных работ, экспериментальных опытов. Поэтому практические и лабораторные работы, экспериментальные опыты в химии и биологии – это основной путь достижения предметных и метапредметных результатов обучения.
Понятно, что без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны обучающихся становится проблемным формирование их теоретической и практической подготовки. Поэтому необходимо проводить такие активные формы занятий, которые будут мотивировать школьников на творческую активность в получении новых знаний и на креативное их переосмысление. К таким активным формам обучения в методике работы в основной и в старшей школе относятся игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением – это один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [1, с. 86].
Игра для детей является не только средством коммуникации, она – символический язык для самовыражения и может открыть нам то, что пережил ребёнок, какие желания, мечты и потребности у него возникают. Именно в игре обучающийся испытывает радость побед и восторг открытий, в игре он мечтает и фантазирует, стремится ″взять″ высоту и помериться силой и умом с противником.
Слово ″игра″ трактуется по-разному: в одних источниках её называют непродуктивной человеческой деятельностью, в других – развлечением, в третьих – способом усвоения общечеловеческой культуры, в четвёртых – занятием в рамках определённых правил [3, с. 17].
С точки зрения психологов игра – это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой отражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе [2, с. 18].
В руках педагога игра становится элементом воспитания, приобщения обучающихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Она является своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в процессе их совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности. В игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудностей. За правильный ответ участник игры получает баллы. Преобразуя баллы в школьную отметку, педагог даёт возможность получить хорошие оценки для обучающихся с разным уровнем мотивации и знаний.
Важным моментом применения игровых технологий ещё можно считать и то, что игры на занятиях доступны для ребят с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных классах. Дети со сниженной самооценкой, неуспешные в традиционной учебной обстановке, получают возможность проявить себя в другой, более знакомой им форме деятельности, показать свои возможности в той сфере, в которой на традиционном уроке они рекомендовать себя не могут. Условия многих игр позволяют ребёнку выигрывать за счёт творчества и отсутствия боязни проявить её в ходе игры, нестандартного мышления, чувства юмора, быстроты реакции, умения сотрудничать с командой и всей группой.
Занятия с применением игровых технологий делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора, развиваются умения обучающихся работать в группе (команде), так как её победа зависит от личных усилий каждого. Увлёкшись в процессе игры, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию [5, c. 14 – 15].
Включение педагогом в занятие игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении рабочего материала.
Представляю свой опыт использования интеллектуальной игры (нетрадиционного занятия) в процессе обучения детей экологии, химии, биологии.
Нетрадиционное занятие, проводимое в игровой форме, требует определённых правил:
1). Предварительной подготовки. Нужно обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
2). Обязательные атрибуты игры: оформление доски, соответствующая перестановка мебели, что создаёт новизну, эффект неожиданности, и будет способствовать повышению эмоционального фона занятия.
3). Обязательна констатация результата игры. Компетентное жюри.
При использовании игровых форм обучения главное – это уважение к личности обучающегося: не убить у него интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Исходя из сказанного выше, можно сказать, что технология игровых форм обучения (нетрадиционных занятий) нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, то есть формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты. Игровые формы занятий требуют большой подготовки педагога и детей. В конце занятия, проверив и оценив работу детей, педагог (член жюри) подводит итог, делает вывод о том, кто лучше всех справился.
Эффективность нетрадиционных занятий:
а). Актуальность: нетрадиционные занятия актуальны, так как обучающиеся продуктивно и деятельно работают на них.
б). Результативность: занятия результативны, так как обучающиеся развиваются, воспитывают в себе черты интеллектуалов, всесторонне-развитых личностей.
в). Рациональность: занятия рациональны, так как обучающиеся учатся мыслить, высказывать свои мнения, слышать и слушать собеседников и педагога.
г). Социальная значимость: занятия социально значимы, так как педагог воспитывает на них всесторонне-развитые личности.
д). Репрезентативность: занятия репрезентативны, так как они используются в массовой практике педагогической работы.
е). Перспективность: занятия перспективны, так как они разработаны для развития ″интеллектуалов″.
ж). Теоретическая обоснованность: нетрадиционные занятия теоретически обоснованы. В основе обучения на таких занятиях лежит теория коллективного и отчасти свободного воспитания с акцентом на внимание к каждому ребёнку. Это обучение, в основе которого лежит метод комплексного использования материала различных областей знаний (экологии, биологии, химии, истории, медицины, географии) и активный поиск новой информации.
Ведущие идеи нетрадиционных занятий:
  1. Увеличение полезного времени занятий;
  2. С помощью интегрированных занятий развивается и совершенствуется мыслительная деятельность обучающихся;
  3. На занятиях создаются ситуации, в которых активизируются личностные позиции каждого обучающегося.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку. Я стараюсь  акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свои занятия строить так, чтобы на них было интересно и сильным обучающимся и обучающимся с проблемами в обучении. Для меня каждый обучающийся – личность, заслуживающая  уважительного отношения. На своих занятиях я стараюсь научить школьников уважительно относиться друг к другу, развиваю умения выслушивать собеседника и сопереживать ему, умения работать в парах и в группах, не подавляя, а поддерживая друг друга. Только при условии, когда ты принимаешь каждого обучающегося как ценность и для него являешься открытой интересной книгой, – учебно-воспитательный процесс приносит успех. В этом случае педагог сам инициирует обучающихся к открытости, представая перед ними активно функционирующей личностью, не боящийся ошибаться, восторгаться, сердиться, но и сочувствовать, сопереживать, принимать чувства и позиции своих ребят. Это не безликое существо, закрытое статусными предписаниями, а понимающий, поддерживающий, доверяющий ребёнку педагог. Главное для него не принуждение, не авторитет власти, а самореализация обучающегося, забота о его благе, оказание помощи в достижении его веры в себя, в свои возможности.
 
 
 
Список используемой литературы
  1. Выявление, поддержка и развитие интеллектуально одарённых детей. Сборник лучших работ участников XII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" 2013 – 2014 учебного года. – Обнинск: МАН "Интеллект будущего", 2014. – 164 с.
  2. Данилов И.К.  Об игровых моментах на уроках химии / Химия в школе, №1 – 2011. – 108 с.
  3. Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках биологии. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
  4. Люлькович Е.А.  Игровые технологии на уроках биологии. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 160 с.
  5. Плешакова А.Б.  Игровые технологии в учебном процессе. Пенза: Пеликан, 2012. – 148 с.
 
 
Ключевые слова: нетрадиционное занятие, интегрированное занятие, игра, интеллектуальная игра, игровые технологии, метапредметные результаты.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»